Когда мы говорим о базовых эмоциях, мы обычно вспоминаем семь базовых эмоций, выделенных Полом Экманом – печаль, злость, презрение, отвращение, страх, удивление, радость. Почему именно эти эмоции? Почему мы здесь говорим именно о них, хотя терминов, относящихся к эмоциям и чувствам, огромное количество. Потому что только для каждой из этих семи эмоций можно выделить характерное мимическое выражение. Фактически, когда мы говорим о базовых эмоциях Экмана, мы говорим об анатомии, о специфических выражениях лица, которые можно увидеть.
Терминов и названий, относящихся к эмоциям, очень много. Как в них ориентироваться и не совершать ошибок излишнего обобщения, сводя все эмоции к базовым мимическим?
Образно разделим эмоциональную сферу человека на три своеобразных уровня, по глубине и древности развития эмоций.
Средний уровень – базовые эмоции, составляющие «анатомические группу». Обратите внимание, что пять из семи эмоций негативные, одна позитивная и одна – удивление – имеет нейтральной окраску. Сложность и многообразность негативных аффектов нужна для успешного эволюционирования и жизни в окружающем материальном мире и социуме.
Верхний уровень – эмоции когнитивные, самоосознаваемые, в возникновении которых задействована кора головного мозга. В качестве примера самоосознаваемых эмоций приведем гордость, вину, позор. Смущение, обида, разочарование, восхищение точнее можно описать термином «чувство» – это своеобразное сочетание различных эмоций и когнитивного компонента, то есть эмоций и сознания.
Интересно, что Чарльз Дарвин выделял любовь как базовую эмоцию, хотя по современным представлениям у этого чувства отсутствует характерное только для него мимическое выражение. Почему нужно уделять внимание верхнему уровню эмоций? Почему у нас должен быть богатый эмоциональный словарь? Потому что чем больше мы знаем терминов, тем лучше мы можем описать свое эмоциональное состояние. А чем лучше мы можем описать свое состояние, тем легче мы можем им управлять.
Имеется выраженная положительная корреляция между числом относящихся к эмоциям терминов, известных человеку, и его способностью контролировать свои эмоции и чувства. Как у древних волшебников – находишь истинное имя и управляешь. Переходим к самому нижнему уровню, продолговатого мозга. На этом уровне в настоящее время делается очень много интересных исследований в области эмоций. Отсюда идут наши «глубинные внутренние импульсы». Интересно, что Фрейд считал, что эти глубинные импульсы носят только сексуальный характер, а современные исследования говорят о том, что все гораздо богаче и многообразнее.
Как бы это не было удивительно, один из ведущих современных нейрофизиологов и эволюционнох психологов Як Панксепп, как и Экман, также выделяет семь базовых эмоций. Но нужно понимать, что эти глубинные эмоции, фактически, инстинкты, очень условно соотносятся с базовыми эмоциями второго уровня.
Что это за эмоции?
Первая из них – поиск. Под этим термином подразумевается общее ощущение того, что нужно что-то делать, нужно двигаться. Хаотичное поисковое движение древних организмов, еще практически полностью лишенных органов чувств, помогало им находить пищу и благоприятные для жизни условия. Поиск – позитивная эмоция, эмоция освоения и открытия. Любой живой организм, в том числе млекопитающее, получает удовольствие от самого процесса поиска.
Кстати, именно с этим может быть связана так легко возникающая зависимость от интернета. Во время серфинга человек постоянно открывает что-то новое, на глубинном уровне повторяя древнюю программу эмоции поиска.
Открываем твиттер, френд ленту лайв джорнал – что нам придет, мы не знаем, но то, что придет, гарантированно будет новым, неизвестным, и самим фактом новизны доставит радость. Нужно понимать, что глубинные эмоции функционируют автономно. Человек просто должен искать новое. Если он ищет, то получает от этого удовольствие. Одним из объяснений развития паранойяльности является нарушение поисковых механизмов. Человек застревает на поиске и постоянно ищет опасность, начиная смотреть на мир через призму внешних угроз.
Вторая глубинная эмоция – rage – переводу как раж, поскольку это слово наиболее точно описывает эмоцию. Раж – возбуждение с негативным оттенком, возникает, когда выставлено препятствие и задача этой эмоции в том, чтобы помочь организму преодолеть препятствие. Эта эмоция связана с базовой эмоцией злости. Раж – преодолевающая все агрессия, дающая преимущество в эволюционное плане. Раж связан с общим негативным возбуждением организма, готовностью к борьбе.
Попробуйте придавить кота к полу или зафиксировать человека на какое-то время в неподвижном состоянии. Обязательно наступит психологический дискомфорт и попытки, достаточно агрессивные и хаотичные, избавиться от внешней фиксации.
Следующая эмоция — страх. Глубокий экзистенциальный страх за свое существование как физической единицы, как живого существа, т.е. страх за жизнь. Этот страх — глубинная отправная точка для дальнейшего выбора в знаменитой триаде «бежать, замереть или бороться».
Четвертая эмоция — необычное сочетание паники и печали (или скорби). Страх, связанный с потерей. Детеныш потерял мать: у него страх, он начинает печально верещать. Ребенок потерялся в магазине, он кричит от страха и одновременно плачет. Это глубинный страх, страх разрыва с матерью. Те, кто занимается психотерапией, часто упускают из виду то, что у страха, с которым они работают, могут быть две причины — страх за свое существование и страх потери, причем под потерей могут подразумевается разные вещи, от смерти близких, до разрыва с любимым человеком.
Следующая эмоция — неприятное слово похоть. Глубинные половые инстинкты, связанные с размножением.
Шестая эмоция — забота. Это как раз абсолютная противоположность панике/печали. Эта базовая эмоция возникла у млекопитающих. Без ощущения заботы, без каких-то теплых эмоций, глубинных, просто теплых чувств, которые даже не описать словами и которые возникают у матери к ребенку, мы бы просто не смогли эволюционировать, потому что ребенок после рождения не готов к самостоятельной жизни и необходимо создать соответствующий эмоциональный фон, чтобы на какое-то время удержать вместе мать и ребенка.
В качестве седьмой базовой эмоции Яаак Панксепп рассматривает эмоцию игры. Играют все: играют маленькие животные, играют большие животные, играют дети, играют взрослые. Вспомним рыцарские турниры, поэтические конкурсы, споры. Игра — это способ обучения ориентированию в окружающем мире, способ определить границы доступного. Здесь игра сливается с поиском. Игра — это и способ получить эмоциональную компетентность, то есть способность понимать свои эмоции и переключаться между ними, способность переходить из одной эмоции в другую.
В игре дети учатся сотрудничать, осваивают элементы конкуренции. Интересно, что ребенок, который не сотрудничает, а стремиться все время выиграть, крайне редко получает одобрение окружающих детей. Почему так происходит? Такой ребенок как бы перестает играть и переходит в другую базовую эмоцию, начинает преодолевать препятствия. Настоящая эмоция игры всегда позитивна, это радость, прилив положительных эмоций.
Используя различные концепции и уровни эмоций, мы можем анализировать поведение и мотивации человека на различных уровнях — древнем, уровне ствола головного мозга, на уровне подкорковом, уровне базовых эмоций, имеющих специфические мимические проявления, и на когнитивном уровне, уровне коры головного мозга.