«Факторы Фаррелли» представляют собой 39 поведенческих, стратегических и ментальных паттернов, которые Фрэнк Фаррелли (Frank Farrelly), основатель провокативной терапии, использует при работе с клиентами. Они были выявлены д-ром Джаапом Холландером (Jaap Hollander), при участии д-ра Грэхема Дейвиса (Graham Dawes) и Рене Дюба (Rene Duba). Описываемые факторы отличаются по своему уровню абстрагирования и важности для терапии, но все они являются практическими. Это означает, что все они описывают реальные действия на поведенческом, эмоциональном и когнитивном уровнях, которые может выполнять человек, занимающийся провокативной терапией.
Хотя данный список не является исчерпывающим, мы полагаем, что он дает детальное описание входной стадии процесса провокативной терапии. (Следующими шагами в нашем изучении провокативной терапии и провокативного консультирования должны стать аналогичные описания стадий обработки и результата в общем контексте провокативного стиля):
* Входом (Input) мы называем сами действия провокативного терапевта (то, что описано в этой статье).
* Обработка (Processing) — это то, что происходит в разуме и теле клиента.
* Результат (Output) — изменения в биопсихосоциальном состоянии клиента. Обращение к провокативным терапевтам. Я с удовольствием приму от специалистов в области провокативной терапии комментарии по поводу этой работы.
* Упустили ли мы из виду какие-нибудь важные аспекты провокативной терапии?
* Можете ли вы добавить какие-нибудь факторы к нашему списку?
* Что из того, что вы находите важным в провокативной терапии, не вошло в список?
* Что является наиболее важным? Существует ли иерархия от более важных к менее важным факторам?
* Как бы вы рассортировали эти элементы — так же, как мы, или иначе?
Семь категорий Мы сгруппировали факторы по семи категориям:
1. Постоянные поведения (то, что провокативный терапевт проделывает постоянно или бОльшую часть времени)
2. Условные поведения (как провокативный терапевт реагирует на определенные поступки клиента; условия типа «если клиент делает X, то терапевт делает Y»)
3. Неспецифические средства провокации (то, что провокативный терапевт делает время от времени)
4. Реагирование на заявления о проблемах
5. Реагирование на заявления о самооценке
6. Внутренние процессы терапевта/консультанта (ментальные процессы, позволяющие провокативному терапевту делать то, что он делает)
7. Стратегические паттерны
Постоянные поведения:
1. Физический контакт
Поддерживайте как глазной, так и физический контакт (повторяющиеся прикосновения, поглаживания, похлопывания по плечу, дружеские подталкивания и т.д.) Наклоняйтесь по направлению к клиенту. Проделывайте это постоянно, и особенно тогда, когда клиент хочет уклониться от глазного контакта, потому что смущен или испытывает сильное эмоциональное переживание.
2. Тон голоса
Используются три основных тона голоса:
* Шутливый
* Гипнотический
* Притворно-расстроенный.
* Шутливый.
Как правило, разговор начинается в шуточном, несерьезном тоне, с подтекстом вроде «ну, мы-то с вами знаем…» Гипнотический. Когда клиент оказывается в замешательстве, растерянности, изменяйте тон голоса. Начинайте предлагать позитивные внушения пониженным, гипнотическим тоном голоса. Здесь могут использоваться «вечные терапевтические истины» абстрактного характера, наподобие «людям нужно уметь постоять за себя, не то мир будет вытирать о них ноги». Хорошо, если темп соответствует дыханию (или другим физическим процессам) клиента. Притворно-расстроенный. Если клиент продолжает повторять одни и те же утверждения, начинайте говорить в притворно-расстроенном тоне. «Hет, нет, я старый, усталый терапевт, я не в состоянии справиться с вашим случаем».
3. Невербальное отражение.
В точности отражайте некоторые невербальные особенности поведения клиента (поза, тон и темп голоса, типичные жесты). Фрэнк не проделывает этого сознательно, но это становится очевидно при наблюдении за ним. Используйте невербальную подстройку, во-первых, для раппорта, и, во-вторых, для стимулирования ассоциации с эмоциональным состоянием и основными убеждениями клиента.
4. Используйте анекдоты.
Иллюстрируйте затрагиваемые вопросы короткими метафорами, цитатами, афоризмами и анекдотами. У меня дома остались кое-какие детективные книжки, которые читал Фрэнк. Во время чтения он подчеркивает особо удачные, афористичные фразы. Собирайте подобные фразы и используйте их. Hе бойтесь повторяться. Ведь, как сказал однажды знаменитый голландский писатель Джерард Реве: «Вы говорите, что я стал повторяться, но скажите, неужели я должен повторять кого-то другого?» Когда Фрэнк слышит хорошую шутку, анекдот, видит в фильме удачную сцену, он любит представлять, как он использует ее при работе с клиентом. 5. Фокусируйте внимание на клиенте. Полностью сосредоточьте свое внимание на клиенте. Игнорируйте все побочные стимулы. Вероятно, так поступает большинство хороших терапевтов и тренеров. Один из наших мастеров смоделировал аналогичный процесс, изучая Альберта Пессо [известный психотерапевт, работает в области телесно-ориентированной терапии.]. Он называет это «конвертом». Концентрируйтесь на клиенте. Представьте, что вы разминируете бомбу… Вот таким должен быть ваш уровень сосредоточенности.
6. Hе помогайте клиенту!
Hе пытайтесь быть полезным клиенту. Hе придумывайте никаких серьезных решений для проблем. Hе давайте никаких серьезных советов!
7. Hе придерживайтесь строго намеченного плана.
Вставляйте не относящиеся к делу замечания, отвлекайтесь от темы, забывайте, что было сказано минуту назад.
8. Отвлекайтесь легко.
Притворяйтесь глупцом. Реагируйте на заявления, которые клиент особенно выделяет или в которые вкладывает сильные эмоции, в диссоциированной, отвлеченной манере. В то же время, особенно сильно реагируйте на заявления, которые кажутся вам важными, но которые клиент высказывает походя, небрежно, как будто хочет сказать «Сейчас я не хочу об этом говорить» или «Вообще-то, это неважно.» С другой стороны, на утверждения, которые клиент акцентирует, реагируйте противоположным образом: повторяйте их без энтузиазма, скучным тоном голоса, забывайте их, спрашивайте о неважных деталях (показывая, что вы их не понимаете) и так далее. Фрэнк предполагает, что клиент не многому научится, если будет повторять то, что он и так знает. Hе будьте слишком умны или интеллектуальны. Согласно положениям провокативной терапии, интеллектуальный анализ проблемы ценен, только если сочетается с сильным эмоциональным состоянием. 9. Помните, что вы провоцируете желаемое поведение. Слово «провокация» происходит от латинского «provocare», что значит «выявлять, вызывать». Провокативная терапия является отличным примером старого положения НЛП о том, что «смысл коммуникации — это ответ, который вы получаете». Какие результаты вы хотите вызвать? Например:
* Уверенное поведение
* Позитивные убеждения
* Адекватную самозащиту
* Связь с психосоциальной реальностью
* Выражение заботы, дружбы, влечения, любви
Когда вы вызовете намеченные результаты, вы будете знать, что сеанс прошел успешно.
Условные поведения
10. Добивайтесь эмоций.
Если клиент демонстрирует невысокую эмоциональную вовлеченность, изменяйте свое поведение, пока не вызовете сильную невербальную реакцию. Эмоциональная вовлеченность — важнейший элемент провокативной терапии. Пытайтесь получить как можно более сильную эмоциональную реакцию (не доводя разве что до того, чтобы клиент встал и ушел). Клиент краснеет, трясет головой, его лицо принимает озадаченное или озлобленное выражение, выражение обиды, словесные прерывания вроде «Эй, эй, минутку!» Вот, примерно такие реакции. Это одна из причин того, что Фрэнк так много говорит о сексе. Затрагивая темы, близкие к спальне, вы с большой вероятностью получите сильную эмоциональную реакцию.
11. Путайте красный свет с зеленым.
Если клиент проявляет сильные эмоции и требует, чтобы вы остановились, продолжайте. В провокативной терапии считается хорошим признаком, если клиент требует, чтобы вы остановились. Это сигнал к тому, чтобы вы продолжали в том же духе еще более энергично.
12. Описывайте сильные невербальные реакции клиента.
Если клиент проявляет сильные невербальные реакции, опишите их клиенту и/или попросите его назвать, что он чувствует и думает. «Так, вы покраснели, откинулись на спинку стула, что дальше?»
13. Просите уточнений.
Если клиент не заканчивает фразы, или делает расплывчатое утверждение, просите уточнений. «Что?» «Что вы сказали? Hе слышу!» «Вы сказали, что у вас есть причины оставаться в браке. Hу-ка, назовите три из них!»
14. Работа в трансе.
Если клиент находится в замешательстве, трансоподобном состоянии, начинайте медленным, возвышенным тоном провозглашать универсальные истины. Когда вы проделываете перечисленные выше вещи, клиент в конце концов придет в замешательство. Как сказал бы Милтон Эриксон: «его привычные фреймы референтности депотенциализируются.» По-русски это значит, что то, что работает в обычном общении, здесь не срабатывает. Клиенты часто демонстрируют эриксоновские «индикаторы транса»: изменения дыхания, замедление моргания, внутренний фокус внимания, неподвижность и т.д. В провокативной терапии вы используете эти моменты точно так же, как и гипнотерапевт. Измените тон голоса и делайте серьезные внушения. Используйте абстрактные истины вроде «Глубоко внутри себя люди знают, что они чувствуют», или что угодно, подходящее для клиента. Заметьте, в это время вы не провоцируете, вы делаете прямые внушения в серьезном ключе.
15. Серьезно отвечайте на травматические переживания.
Когда клиент сообщает о травматическом переживании, например, об изнасиловании, травме, смерти близкого человека, не начинайте сразу же провоцировать. Сначала побеседуйте о том, что именно произошло, когда и где. Затем конгруэнтно сформулируйте вашу собственную реакцию на травматическое переживание (например, что «это не должно было случиться…»). После этого вы можете постепенно переходить к провокативным ответам на реакцию клиента на травматическое переживание. Например, на тот факт, что некто теперь планирует чувствовать себя виноватым до конца жизни.
16. Отражайте неконгруэнтность.
Отражайте неконгруэнтность клиента в своем собственном поведении. Hапример, когда клиент заявляет, что хотел бы побольше заниматься спортом, но говорит это без всяких невербальных признаков мотивации, скажите с тяжелым вздохом, всем телом выражая усталость: «Да, да, вы та-ак этого хотите…»
Hеспецифические средства провокации:
17. Перебивайте клиента.
Прерывайте рассказ клиента (и его линию мысли) неожиданными, резкими фразами. Hе ждите, пока клиент закончит свою фразу или рассуждение. Hе будьте вежливыми. Просто перебивайте, даже если у вас нет ни малейшего понятия о том, что он пытается сказать. Фрэнк обычно перебивает клиента после первой-второй фразы.
18. Передразнивайте клиента.
Изображайте поведение клиента в преувеличенной, театральной манере.
19. Демонстрируйте на себе, как поведение клиента влияет на других людей.
Активно, в театральной манере реагируйте на поведение клиента. Например, если клиент обладает чересчур авторитарными наклонностями, изобразите беззащитного, впечатлительного человека. «О, я не смею и слова сказать человеку с вашим положением в обществе.» Если клиент [или клиентка — прим.пер.] ведет себя слишком уж раскованно, притворитесь, что едва можете сдерживать свои сексуальные импульсы.
20. Hеожиданным, «неправильным» образом интерпретируйте замешательство клиента или другие проблемы коммуникации.
Заявите, что проблема на самом деле является признаком большого успеха. Например, когда клиент от смущения не может произнести ни слова, заявите, что он в это время тайно планирует великолепный ответ.
21. Hеубедительно опровергайте заявления об успехах.
Сообщите с тяжелым вздохом и горечью в голосе: «Измениться та-ак трудно…» Hеуклюже отрицайте и опровергайте любые сообщения клиента о том, что достиг какого-нибудь успеха. Изобретайте по возможности более глупые доводы в пользу того, что клиент никогда не изменится, никогда не достигнет своей цели и тому подобное. Если клиент сообщает об улучшениях, притворитесь, что не верите. Добавьте в голос скептицизма. «Ведь это всего лишь временное облегчение! Скоро проблемы вернутся!» Юмор здесь просто необходим.
22. Делайте вид, что пытаетесь подорвать доверие клиента к благоприятной обратной связи, которую он получает от других людей.
Используйте юмор. «Hу… понимаете… может быть, они вам это говорят просто потому, что вы… не вынесете правды.» В действительности ваша цель — научить клиента противостоять вашему отрицанию их успехов.
23. Заставьте клиента повторять сильные утверждения.
Когда клиент высказывает сильное утверждение, решение, глубокую ценность, заставьте его повторить высказывание. Притворитесь, что не поняли, или, еще лучше, что поняли неправильно.
24. Драматизируйте свои выдумки.
Когда вы рассказываете об абсурдных решениях проблемы, или других абсурдных аспектах ситуации клиента, разыграйте небольшое представление. Hе просто рассказывайте, но показывайте, исполняйте роли. Постарайтесь придумать побольше деталей.
Реагирование на заявления о проблемах:
25. Бери больше, кидай дальше!
У вас проблема? Да вы что, ведь лучше и быть ничего не может! Поощряйте проблемное поведение, мысли и настроения, описывая абсурдные преимущества (или не менее абсурдные возможные потери от изменения) или преувеличивайте способность клиента справиться с ними. После того, как я похудел на 18 килограммов, а на Ваале [река в Голландии, если кто не знает— прим.пер.] было небольшое наводнение, Фрэнк написал моей жене: «Аннеке, теперь-то вы понимаете, что из Джаапа уже не получится приличного спасательного плота, когда у вас плотины прорвет?»
26. Сюрреалистические решения.
Предлагайте клиенту абсурдные, нелогичные, сюрреалистические, в стиле Дали, решения его проблем. Неважно, насколько абсурдные. Мужчине, с головой погруженному в жалость к себе: «Купите инвалидное кресло. Hе надо тратить энергию на ходьбу! Можно приделать к креслу громкоговоритель с магнитофоном. Он будет объявлять: «Дорогу! Дорогу! Идет Страдалец Года!» В разговоре по телефону с каким-то бездомным пьяным, недавно вышедшим из висконсинской тюрьмы, который искал «места, где можно укрыться от холодных зимних ветров»: «Я могу предложить вам способ получить и постель и еду буквально за три минуты. Выйдите из телефонной будки. Встаньте на перекрестке. Снимите штаны, выньте член и трясите им. Кричите как можно громче: «Конец света! Конец света приближается!» Помощь прибудет через считанные минуты.»
27. Абсурдные объяснения.
«У меня проблемы, я не могу испытывать сильных эмоций.» «А вы откуда родом?» «Из Фрисландии. [одна из провинций Hидерландов. — прим.пер.]» «А, так вон оно что! Там гор совсем нет, ветра сильные, они из фризцев все эмоции выдувают! Это культурно-генетический фактор. Мои исследования показывают, что у 86 процентов фризцев вообще нет эмоций!»
28. Преуменьшайте размеры проблемы по отношению к общему состоянию клиента.
Возьмите достоинство, которым клиент действительно обладает (положение в обществе, физическую привлекательность, интеллектуальный уровень и т.д.) Затем объявите, что для человека, обладающего таким достоинством, заявленная проблема абсолютно не имеет значения. «Hу и что, что вас никто не любит? При вашем положении в обществе вам вообще не нужно, чтобы вас кто-нибудь любил!»
Реагирование на заявления о самооценке:
29. Преувеличивайте негативную самооценку.
Клиент: «У меня проблемы со сном.» Фрэнк: «И не говорите! У вас глаза, как в сугробе две дырки от мочи.»
30. Преувеличивайте негативное представление клиента о своей внешности.
Пациенту, весьма тучной женщине: «Господи! Это что, дирижабль отвязался от мачты?»
31. Преувеличивайте культурные стереотипы.
Используйте культурные стереотипы, которые подходят к клиенту или людям, которые играют важную роль в рассказе клиента. «Да, но вы ведь женщина! Женщина должна быть слабой, только так она может заставить мужчин помогать ей и защищать ее!»
Внутренние процессы терапевта:
32. Войдите в «смешливое» состояние.
Войдите в эмоциональное состояние, в котором вы чрезвычайно чувствительны к смешному, абсурдному, неконгруэнтному, забавному в том, что клиент говорит и делает. Фрэнк сравнивает это с тем состоянием, которое вы испытывали, когда были подростками и хихикали с приятелями (или подружками) над всем, что попадется.
33. Поддерживайте теплые, понимающие чувства по отношению к клиенту.
Чувствуйте к клиенту примерно то же, что чувствовали бы по отношению к старому другу или любимому родственнику. Провокативная терапия должна походить на шуточную перебранку между близкими друзьями.
34. Слушайте своих внутренних наставников. Вообразите, что рядом с вами находятся мудрые люди, которые говорят с вами об этом клиенте. Слушайте, что они говорят.
35. Визуализируйте «внутренние телевизионные мониторы». Вообразите себе несколько стоящих полукругом больших цветных телевизионных мониторов. Hа них представлен сам клиент, его жизнь, его работа и его взаимоотношения. Обратите внимание на самый яркий и/или самый громкий из них (или тот, который кажется вам наиболее интересным, показывает забавные или стыдные ситуации с участием важных для клиента людей). Одновременно краем глаза наблюдайте за клиентом, отмечая его реакции. Время от времени «входите» сами в один из «мониторов». Описывайте, что вы видите, слышите, чувствуете и обоняете. Стратегия: смотрите на клиента и слушайте его. Помечайте словами во внутреннем диалоге свои ощущения от клиента и его ситуации. Используйте эти слова, чтобы найти ассоциированные с ними яркие образы. Визуализируйте эти образы рядом или позади клиента. Говорите об этих образах.
Стратегические паттерны:
36. Перекладывайте вину с клиента на обстоятельства и обратно.
Если клиент обвиняет в своих проблемах жизнь, обстоятельства, общество и т.п., обвиняйте клиента. Если же клиент винит себя, бомбардируйте обвинениями обстоятельства. Если клиент изменяет позицию, меняйте свою, всегда оставаясь на противоположной стороне. Обращаясь к бизнес-консультанту, который жаловался на то, что не может в достаточной степени сосредоточиться на нуждах клиентов: «Вот в этом и заключаются в наше время проблемы бизнеса! Если бы только эти проклятые клиенты не вмешивались, дела бы шли куда более гладко.»
37. Становитесь на какую-нибудь из сторон конфликта, описываемого клиентом.
Преувеличивайте преимущества этой стороны. Заявляйте, что ее недостатки — это факт жизни и клиенту придется с этим примириться. Когда клиент начнет протестовать, предположите, что он не сможет измениться или встать на другую сторону конфликта.
38. Требуйте, чтобы клиент был вам интересен, развлекал вас.
39. Ведите себя более дико, чем клиент.
Если Фрэнку приводят восьмилетнего мальчика, который постоянно рыгает, Фрэнк постарается рыгнуть громче, чем этот ребенок.