КОНФЛИКТОВАТЬ НЕЛЬЗЯ ДОГОВОРИТЬСЯ

Каждый из нас хотя бы раз ссорился с близкими людьми. Мы можем пытаться не поддаваться искушению вступить в конфликт, уйти от него, отрицать его негативные последствия, но мы не можем сделать так, чтобы конфликт полностью исчез из нашей жизни.

Социальный конфликт (от лат. confliktus – столкновение) – это наивысшая стадия развития противоречий в отношениях между людьми, социальными группами, общества в целом, которая характеризуется столкновением противоположно направленных интересов, целей, позиций субъектов взаимодействия.

Данным противоречиям даже необязательно быть таковыми; в первую очередь важно, что таковыми их могут воспринимать люди. А если это происходит, то тут и возникает противостояние между людьми. Можно предположить, что если в спокойной обстановке обсудить все противоречия, то конфликт тут же исчезнет. Но не все так просто как кажется на первый взгляд – зачастую человеку бывает трудно, а иногда и просто невозможно избавиться от нахлынувших негативных эмоций и чувств, таких, как обида, досада, раздражение, негодование и т.д.

Любому из нас знакомы те чувства, возникающие при конфликте. И зачастую мы воспринимаем их как неприятные. Нам хотелось бы от них избавиться, но не всегда хватает сил сделать это. Ситуация осложняется тем, что негативные чувства могут накладываться друг на друга. Например, во время ссоры с близким нам человеком мы можем испытать раздражение, досаду, чувство несправедливости, обиду и даже страх потерять человека. Эти чувства могут протекать одновременно или последовательно, но, так или иначе, все они оставят отпечаток на нашем мышлении и поведении. Так, во время гнева люди обычно не скупятся на обидные и грубые слова, о которых они впоследствии чаще всего горько сожалеют.

Конечно, эмоции часто мешают разрешению конфликта. Как уже упоминалось ранее, конфликта возможно было бы избежать, если бы человек не поддавался своим чувствам. Дело в том, что эмоции одной человека могут усиливать и эмоции другого. Такой взаимный накал негативных переживаний приводит к понижению вероятности мирного урегулирования конкретного противоречия. А так как мы не являемся запрограммированными роботами, полностью отключить свои чувства мы не в состоянии. Поэтому так важно уметь управлять своим эмоциональным состоянием и своими чувствами, чтобы избежать ситуаций, при которых мы теряем над собой контроль.

Либо ты управляешь своими эмоциями, либо они управляют тобой

Наше видение и оценка ситуации чрезвычайно сильно влияет не только на то, какие эмоции мы будем испытывать, но и также на интенсивность их проявления. Но немногие задумываются о том, что и наши чувства, которые мы испытываем, неизбежно влияют на наше восприятие ситуации.

После того, как наш мозг произвел бессознательную оценку ситуации, он неизбежно запускает процесс автоматического реагирования на данную ситуацию. Без тщательной подготовки сопротивляться этому человек практически не в состоянии. Дело в том, что данные «программы» были заложены в нас эволюционно. Именно благодаря им, человеческий род мог успешно выживать, осваиваться и развиваться как вид.

Эмоции заставляют нас мыслить в том направлении, в котором мы можем лишь подтвердить актуальность данной эмоции. И напротив, мы будем игнорировать все то, что, так или иначе, будет убеждать нас в том, что данная проявляемая эмоция является в настоящее время неуместной.

Например, если вы испытываете гнев и раздражение на обидевшего вас человека, то фокус вашего внимания будет направлен исключительно на те аспекты вашего мышления, которые будут лишь подтверждать то, что ваша злость является не напрасной (вы можете в данной ситуации вспоминать прошлые обиды, поступки и слова этого человека, которые тоже раньше вызвали у вас гнев), но едва ли кто-то в ярости начинает припоминать что-то, что могло бы сгладить данный конфликт (например, моменты, которые в прошлом приносили положительные эмоции и впечатления).

Мы не можем влиять на автоматическое возникновение эмоций, но мы можем научиться распознавать физиологические признаки эмоций еще до того, как они начали влиять на наше поведение. Зачастую именно данное понимание действительно помогает преодолеть возникшее противоречие. Как только вы начинаете осознавать, что начинаете испытывать раздражение на человека, вам необходимо взять паузу и подумать, а действительно ли он имеет в виду то, что мы слышим? Может быть ваша интерпретация его слов и поступков ошибочна? Может быть, ваше отношение к нему является предвзятым? Ведь часто происходит так, что в человеке, который нам нравится, мы принимаем все его недостатки, но в несимпатичном нам человеке нас раздражают даже его достоинства. С этого момента мы можем начинать нелегкую работу по избеганию конфликта.

Эмоциональный конфликт

Плохих и хороших эмоций не существует! Каждая эмоция имеет свое предназначение и выполняет свою функцию. Оценочное суждение относительно эмоций даем им мы сами. Если один воспринимает гнев, как мобилизацию своих сил к борьбе и наделяет ее знаком «+», то другой – будет избегать этой эмоции, считая ее чрезвычайно губительной и наделяя ее знаком «-». Так или иначе, все эмоции имеют свою интенсивность возбуждения и проявления. Они могут спасти нам жизнь, когда возникает угроза, но также могут и погубить нас.

Эмоции неизбежно оставляют след на нашем психологическом и физиологическом состоянии. И если что-то спровоцировало эмоцию, данные изменения уже являются необратимыми. Тем не менее, подготовившись должным образом, мы можем успешно повлиять на собственное поведение. Однако необходимо помнить, что чем сильнее и интенсивнее характер проявляемой эмоции, тем сложнее осуществляется управление собственным мышлением и поведением во время эмоционального возбуждения!

Во время конфликта мы можем управлять и манипулировать своим эмоциональным состоянием в различных направлениях:

– Мы можем стараться подавить свои эмоции;

– Мы можем показывать, что испытываем эмоции, соответствующие ситуации, которых не испытываем в действительности;

– Мы можем перестать сдерживать свои чувства, позволяя эмоциональному возбуждению нарастать, что неизбежно ведет к усилению конфликта.

Очевидно, что ни один из вышеприведенных вариантов не может в полной мере оказать нам помощь в преодолении конфликта.

Наиболее предпочтительным вариантом в данной ситуации является отслеживание, проговаривание и работа со своим эмоциональным состоянием. Если перед нами стоит задача разрешить конфликт, то не учитывать эмоции – было бы грубой ошибкой!

Рациональность или иррациональность?

Традиционная экономика, и в частности Адам Смит, считал человека рациональным существом. Однако ученые-психологи доказли, что это далеко не так и что в повседневной жизни мы чаще опираемся на эмоции и чувства, а не на логику. Даниэль Канеман и Амос Тверски в своей работе «Принятие решений в неопределенности» подтвердили данную гипотезу. Таким образом, экспериментально было подтверждено, что человек является не столько разумным существом, сколько эмоциональным. Поэтому обуздав свои эмоции, мы можем спокойно перейти к рациональному и разумному разрешению возникших противоречий.

И все же, как человек может повлиять на эмоциональное возбуждение, когда этот процесс начал запускать поведенческую программу?

Мы испытываем эмоции ежедневно, причем не один раз. Мы ежедневно радуемся, возбуждаемся, негодуем, тревожимся, расстраиваемся и т.д. Оттачивая свои навыки, мы можем достичь состояния, в котором любые эмоции будут осознаваемыми, а значит, управляемыми. Помимо этого, мы можем отслеживать не только свои эмоции, но также и эмоции окружающих нас людей. Ведь эмоции проявляются не только в поведении или поступках, но и в выражении лица. Во второй половине американским ученый Пол Экман подтвердил гипотезу, поставленную в XIX веке Чарльзом Дарвином, о том, что такие эмоции универсальны в своих проявлениях. Когда мы знаем, что испытывает наш собеседник, мы можем построить стратегию своего поведения таким образом, чтобы избежать конфликтной ситуации.

Несмотря на то, что любая эмоция предполагает определенную реакцию, это вовсе не означает, что мы обязательно будем совершать действия, соотносящиеся с ней. Например, когда мы испытываем раздражение, эта эмоция подталкивает нас к борьбе, но это не значит, что мы обязательно будем агрессивны или вступим в схватку.

Наши чувства и эмоции естественны, нам не должно быть стыдно за то, что мы их испытываем. Мы должны работать с ними, обсуждать их, не пытаясь их отрицать, иначе рано или поздно «эмоциональный сосуд» будет переполнен, что неизбежно приведет к «эмоциональному взрыву».

Как же убедиться в том, что вы готовы для избегания конфликта «затормозить» свои эмоции?

Во-первых, как только вы понимаете, что начинаете испытывать эмоции, которые, вероятно, могут пагубно сказаться на решении конфликта, вы должны признать их наличие. Это первый шаг к их «нейтрализации».

Во-вторых, вам необходимо признать свое право испытывать те или иные возникающие чувства. Только тогда исчезнет стыд и неудобство по этому поводу.

В-третьих, ситуация должна располагать к разговору об испытываемых эмоциях.

И, в-четвертых, ваш партнер должен быть искренне заинтересован в обсуждении возникающих у вас и у него чувств, чтобы найти путь преодоления сложной ситуации. Лишь только после этого возникает возможность избежать разрушительной силы конфликта.

Подведем итог. Для успешной нейтрализации конфликтной ситуации необходимо:

Признать свои эмоции. Подумать, а правильно ли вы интерпретируете слова и поступки вашего собеседника, или же ваше предвзятое отношение мешает вам объективно смотреть на ситуацию. Отследить не только свое эмоциональное состояние, но и также эмоции вашего собеседника, чтобы найти подходящий момент для обсуждения и устранения эмоций, мешающих вести конструктивную беседу.

Умение управлять таким важными и значимыми для человека компонентами, как эмоции и чувства, поможет вам выбрать такую стратегию поведения, которая способна предотвратить любой конфликт и поможет наладить отношения с окружающими вас людьми.