Втягивание человека в секту и закрепление в ней проходит в три этапа:
ПЕРВЫЙ ЭТАП – это ФАЗА ИНДОКРИНАЦИИ.
Вербовка в секту происходит без особых затруднений при наличии у человека исходного стремления к такого рода «спасению». В секте эксплуатируется неудовлетворенная потребность в коллективной защите и стремление к соучастию в проявлении божественной силы. Большая часть людей попадают в секты в кризисных ситуациях.
Индоктринация является психологическим средством влияния на индивидуума или группу с целью внедрения мнения, идеи, системы взглядов, отношения к происходящим событиям и др. Наибольшее значение имеет внедрение стереотипа мышления в рамках определенной парадигмы под воздействием массивного психологического давления. В результате индоктринации члены секты попадают в многостороннюю зависимость от группы. Опасность динамики, имеющей место в секте, заключается в том, что психологическая манипуляция происходит незаметно и членами секты не распознается.
Выделяют следующие фазы насильственной индоктринации членов сект:
1. Фаза вербовки осуществляется людьми, интуитивно чувствующими потенциального члена секты. На этой фазе человек теряет эмоциональную стабильность и запутывается в противоречиях.
2. Введение в учение заключается в изложении основных положений предлагаемой доктрины. Основной задачей этого этапа является создание психологической зависимости вербуемого с вовлечением его в провозглашаемую идеологию, в смысл таинства. Форма вовлечения может быть разнообразной: курсы, семинары, лекции, богослужения, изучение книг, просмотр видеокассет, во время которых «учения», излагаемые основателями секты, выдаются «порционно». Наблюдается тенденция связывать людей новыми обязанностями, не оставляя им времени для самостоятельного критического осмысления происходящего.
3. Увеличивающаяся связь с группой проявляется в разрыве человека с прежними «корнями». Жизнь течет в лоне группы. Происходит прерывание контактов с теми, кто отвлекает от постоянной связи с группой;
4. Отчуждение от окружающего мира и изоляция, происходящие параллельно со все большим вхождением в жизнь секты;
5. Укрепление приверженности к учению секты, характеризующееся усилением зависимости, контроля над сознанием и чувства идентичности с сектой.
ВТОРОЙ ЭТАП – КОНТРОЛЬ СОЗНАНИЯ.
Контроль сознания – это практическое применение хорошо обоснованных и экспериментально проверенных данных научной психологии к феномену быстрых и резких изменений поведения, мышления и чувств у людей, оказавшихся в группах (как религиозных, так и любых других) с высоким уровнем социально-психологического манипулирования и давления. Контроль сознания– это манипуляция с использованием насильственного обращения в веру (внедрения убеждения) или техники модификации поведения без информированного (осознанного) согласия того человека, к которому эту технику применяют.
Выделяют следующие техники контроля сознания.
1. Групповое давление и «бомбежка любовью» отбивают охоту к сомнениям и усиливают потребность в принадлежности через использование игр, подобных детским, через пение, объятия, прикосновения и лесть. Цель методики – вызвать у адепта или вербуемого в культ ощущение, что именно его тут только и ждали, что он – это нечто особенное и общаться с ним адептам культа очень и очень приятно.
2. Изоляция ведет к невозможности или отсутствию желания сверять информацию, предоставляемую группой, с реальностью.
3. Техники, останавливающие мышление, вводят новобранца в медитирование, монотонное пение и повторяющиеся действия, которые, при чрезмерном использовании, создают (индуцируют) состояние высокой внушаемости.
4. Страх и вину вызывают извлечением признаний под предлогом создания близости и обнаружения страхов и секретов, чтобы создать эмоциональную уязвимость посредством явных и завуалированных угроз, так же как и чередованием наказаний и наград.
5. Поощряется отказ от сна ради духовных упражнений, необходимого тренинга или срочных проектов (планов).
6. Неадекватное питание маскируется или как специальная диета для улучшения здоровья и достижения духовности, или как обязательная принадлежность ритуалов.
7. Сенсорная перегрузка навязывает принятие комплекса из новой доктрины, целей и определений (дефиниций), чтобы заменить прежние ценности вероятного новообращенного посредством усвоения массы информации за короткое время с очень ограниченной возможностью критической проверки.
После контроля сознания наступает ТРЕТЬЯ ФАЗА- это КОНСОЛИДАЦИЯ выбранного, нового поведения и невозможность возврата к прошлому за счет жестких связей внутри секты, установление жесткого контроля, коллективных исповедей, прекращение не санкционированных сектами социальных контактов, требование преданности. Деструктивные культы осознают, что даже самые преданные обращенные поддаются сомнениям и могут оступиться, если не подвергаются интенсивной и постоянной обработке. Поэтому много времени и усилий вкладывается в поддержку верности обращенных путем использования тактик, подобных описанным ниже:
— От обращенного требуют придерживаться сурового стиля жизни, который отражает культурные ценности. Строгое следование культовому стилю жизни служит подчинению и усилению преданности обращенного верования культа.
— Использование методик, вызывающих транс, таких, как медитация, молитвы, монотонное пение, самогипноз и говорение на языках.
— Публичное заявление о верности обращенного.
— Повторяющиеся угрозы относительно ухода, такие, как:»если ты уйдешь твоя жизнь развалится на куски», «твоя душа сгниет», «пострадают твои родственники».
— Обещание немедленного спасения, например обращенным говорят, что если они «только чуть-чуть сильнее постараются, отдадут немного больше себя», они достигнут любого обещанного культом вознаграждения. Обращенные постоянно стремятся утопических идеалов и обвиняют самих себя за то, что стараются недостаточно усердно.
— Ограниченный доступ к внешним источникам информации или его отсутствие. Отсутствие противоположных точек зрения, чтобы стимулировать критическое мышление о культе.
— Отсутствие некультовых связей и эмоциональной поддержки.
— Обращенные становятся зависимыми от дружбы, близости и эмоциональной поддержки культовой группы, чувства, отчуждения, враждебности и паранойи в отношении некультового мира усиливаются.
— Контроль над сексуальной близостью внутри культа, например, лидер может диктовать, стоит ли жениться, когда и на ком, нужно ли иметь сексуальные отношения, детей, проводить стерилизацию, аборты.
— Постоянная исповедь. Обращенные испытывают стыд, затем облегчение, затем чувствуют себя в долгу перед культом за спасение от из «дурной натуры».
— Чрезмерные финансовые обязательства, часто требующие передачи в пользу культа наследства, банковских счетов, платежных чеков и другого материального имущества(дома, машины, аудио- и видеотехники и т.п.)