Недостача

Недостачи в магазине — третья по частоте причина использования детектора лжи.

Мелкие недостачи в магазине присутствуют всегда, поэтому существуют нормы естественных товарных потерь, которые составляют 0,1%-0,3%, так называемые «на забывчивость покупателей». Недостачи обнаруживаются при проведении инвентаризации. Если говорить о магазине, то здесь существует недостача в кассе денежных средств или недостача товара на складе. Безусловно, львиная доля происшествий происходит путём хищения денежных средств из кассы.

Коллективная ответственность

Почти все Владельцы магазинов используют постановление Министерства труда Республики Беларусь от 14 апреля 2000 г. №54 «Об утверждении Положения о коллективной (бригадной) материальной ответственности» в целях сохранить свои денежные средства при недостачах. Согласно этому Положению, ответственность за недостачу несет продавец или кассир, то есть материально ответственные лица.

Сразу следует отметить, что это работает ТОЛЬКО при мелких недостачах. Крупные недостачи, которые составляют, например, 3-4 месячную зарплату сотрудника, гарантированно заканчиваются судами, письмами во все инстанции, увольнением почти всего коллектива.

Владелец при этом теряет и деньги, и нервы. Исходя из собственного опыта могу сказать, что ни одна продовольственная компания малого и среднего бизнеса не является идеально «подкованной» с юридической точки зрения.

Поэтому чаще всего в случае, когда группа сотрудников обращается в суд вместе с опытным юристом, то дело для владельца компании оказывается проигранным.

Существует глубокое заблуждение владельцев, что если недостача выявлена, и подписан договор о коллективной материальной ответственности, то виновное лицо гарантированно вернёт денежные средства. Это далеко не всегда так — вам явно не попадались «зубастые» сотрудники с грамотным адвокатом.

Ещё одно заблуждение состоит в том, что наличие видеокамер предупреждает недостачу кассиров и продавцов. Прежде чем ставить видеокамеры, посчитайте, сколько стоит оборудование и его обслуживание, кто и за сколько денег будет просматривать видео по 12-15 часов в сутки, сохраняя внимательность на 3-5 камер. Видеокамеры на первое время предотвращают недостачи денег, а далее по классическому сценарию: присвоил немного денег – сошло с рук – можно брать больше.

Почему происходят кражи?

Среди основных причин можно назвать слабый учет и контроль денежных средств, наличие неофициальных денег, злоупотребление доверительными отношениями.

С точки зрения психологии лишь 5% осуществляют кражи на предприятии или в магазине по своей природе. Это люди, которые врут, мошенничают и воруют всегда, в любой удобной и не очень удобной ситуации, даже тогда, когда это не идёт им на пользу. В случае подобной патологии есть только одно надёжное средство: не подпускать таких людей к себе. С другой стороны, существует и 5% людей, которые не будут воровать ни при каких обстоятельствах, из-за своих принципов, честности и/или чувства страха. В случае совершения кражи такие люди испытывают длительное психологическое угнетение и даже могут впасть в депрессию.

В остальных 90% случаев воровство происходит из-за:

1) мнимой или реальной нужды;

2) возможности оправдать свой поступок;

3) уверенности, что кража сойдет с рук.

Мы подходим к главному вопросу: как заделать дыры, проточенные в вашем бизнесе ворами?

Сначала надо определить, что такое кража или недостача. В продуктовом магазине есть очевидные кражи — например, когда продавец съедает товар и не платит за него — это называется «крысинг». Если каждый продавец ежедневно будет съедать пачку печенья, пакетик чипсов, шоколадный батончик и т.п., пусть даже на несколько долларов в день (в Беларуси курсы непостоянны, и для объективного взгляда на проблему проще считать в долларах США), то в месяц сумма окажется довольно значительной.

Расследование краж в магазине и недостач в кассе обязательно нужно проводить, хотя бы на рабочем месте. Нельзя оставить виновного безнаказанным, а также необходимо показать другим сотрудникам, что вы активно боритесь с хищениями на работе.

Зачастую на предприятиях происходит воровство, на которое хозяева обычно не обращают никакого внимания. Например, сотрудник распечатал школьный доклад своего ребенка на офисном ксероксе: немного вашей бумаги, ваших чернил, вашего электричества, полчаса оплаченного вами рабочего времени.

Между прочим, значительная часть внутренних хищений и растрат начинается с того, что носитель ситуационной этики сталкивается с новой и острой дилеммой: например, Мария Ивановна обнаруживает, что ее сына арестовали с сильнодействующими препаратами, на которые ему никто не выписывал рецепта, и теперь ей нужны 3000 долларов на адвоката и прочие подобные нужды, а взять их неоткуда. Похожие проблемы встают перед тысячами белорусов еженедельно, и их порой не могут избежать даже самые благополучные семейства. И вот, вполне порядочная и надежная сотрудница внезапно оказывается перед выбором: вы или ее дом, вы или ее сын. Вы не можете управлять реальными или мнимыми нуждами сотрудника ни через зарплату, сколько вы ее ни повышайте, ни через бонусы, ни через мотивационные семинары, ни через поощрения за отличную работу, ни через длительные взаимоотношения. НЕ МОЖЕТЕ.

Выход только один: быть бдительным, внимательным и отслеживать все критические изменения в жизни ваших сотрудников.

Возможность оправдать свой поступок (хищения на работе) часто сопряжены с психологическим контекстом. Вы не можете управлять мыслями человека и проникать в его извращенную логику. Вот такую, например:

«Да у нас целая комната бумаги для ксерокса. Подумаешь, одна пачка!»

«Я беру не себе, а своим детям. Вот, дострою дом и будет наследство единственной дочке».

«Маша, Настя и Иван Иванович так делают. А я что, хуже?»

«Он столько лупит с клиентов, что вполне обойдется без…»

В общем, вы поняли. А сочетание сильной нужды и готовых оправданий — это уже что-то.

Итак, вы не можете контролировать нужды людей и не можете контролировать их оправдания. В тех секторах розничной торговли, где мы работаем в качестве эксперта по борьбе с кражами среди персонала, рентабельность бывает настолько низкая, что вороватые продавцы с курьерами кладут львиную выручки магазина себе в карман, причем, в отличие от хозяина этого магазина, безо всяких вложений, рисков, хлопот с арендой, оборудованием и наймом персонала. Не удивительно, что магазины закрываются, особенно если в стране сложная ситуация. Таким образом, вашим работникам и не нужно каждый день красть помногу, чтобы вы столкнулись с перспективой выйти на пенсию совсем не таким состоятельным человеком, как планируете. К сожалению, большинство владельцев предприятий эта мысль вряд ли заставит шевелиться.

Странное дело, бизнесмены, которые впадут в ярость, застукав сотрудника за кражей денег из кассы или за растратой средств с расчетного счета компании, смотрят сквозь пальцы на другие формы воровства. Потому давайте я кратко пробегусь по этим другим формам, от которых у вас, возможно, закипит кровь в жилах, и вы решите, наконец, что выносить подобного больше нельзя.

Случай в магазине

Вот поучительная история. Рядом три небольших продовольственных магазина (по 10-12 сотрудника в штате). Недостачи в магазине были мелкими, владелец не акцентировал свое внимание на этом. Для того, чтобы конкурировать с двумя другими магазинами и не вылететь из бизнеса в кризисное время, он вложил немалую сумму в частную консалтинговую компанию, занимающуюся увеличением продаж. Согласно разработанной концепции, он начал проводить обширную промокампанию с выдачей подарков, сбор клиентской базы, массивное рекламное продвижение, акции, скидки, флаеры, доставки и т.д. При проведении замеров показателей всей маркетинговой компании, результаты оказались положительными, но слабыми. Однажды владелец зашел в магазин с черного хода незамеченным и подслушал, что продавщица говорила новому клиенту, который пришел с купонами акции: «Ну, вы же понимаете, что это все разводка? Хозяин покупает это барахло за бесценок на какой-то распродаже, к тому же вы все равно платите за этот подарок. А главный приз, могу спорить, выиграет какой-нибудь его родственник. Кстати, эта колбаса стоит дешевле на 2 рубля в соседнем магазине». И клиент пошел восвояси.

Получив такой удар, владелец решил изучить, как работают остальные его люди, и обратился к нам за необычной услугой «Тайный сотрудник». В течение трёх дней наши агенты наряду с другими продавцами стояли за прилавком, вместе обедали, менялись сменами и т.д. Выяснилось, что большинство, рассчитывая клиента, не сообщали ему о других предлагаемых товарах, акциях и т.п. Некоторые добавляли незначительную сумму к ценнику, не пробивая чек, а позже разницу клали себе в карман. Другие прямо на рабочем месте берут с полки вафли и едят их, а в тетрадь записей в конце смены не вписывают, якобы по забывчивости. Одна из сотрудниц своему знакомому насыпала горсть купонов, а позже этот же человек пришел с заполненной книжкой купонами и получил подарок. По отношению к владельцу – вечное недовольство: жлоб, жмот, недоплачивает. В итоге владельцу пришлось заменить весь коллектив, так как реанимировать корпоративные отношения в данном случае бессмысленно, а объяснить, что надо улыбаться клиенту, а тем более заставить, чтобы продавцы бесконтрольно выполняли эту элементарную задачу — просто невыполнимая миссия. Таких примеров множество!

Если Вы считаете, что этого нет в Вашей компании, копните поглубже. Владелец теряет деньги именно из-за персонала, который обязался честно выполнять свои трудовые обязанности. Когда приходит время получения зарплаты все хотят денег и ни в коем случае не меньше, но я не видел еще ни одного продавца, который сказал бы: «Знаете, Иван Иванович, я в этом месяце потрудилась на 90% своих обязательств, поэтому не доплатите мне 10% к моей зарплате». Наличие недостач в кассе и на складе или отсутствия расследований краж на рабочем месте, которые расписываются на виновных и невиновных, значительно усиливает негативное отношение к работе и руководству. По нашим подсчетам, владелец бизнеса из-за недобросовестного персонала теряет (недозарабатывает) 20-50% из своего заработка ежемесячно.

Вывод: сотрудник всегда будет оправдывать свои плохие поступки. Изменить это не под силу никому.

Как же поступать в похожих случаях и не потерять денежные средства?

Отправьте нам заявку. Мы подскажем юридические нюансы и поможем уцелеть вашему бизнесу.

Полиграф как средство контроля

Уверенность вора, что ему все сойдет с рук — это единственное, чем вы можете управлять и должны контролировать. Вот именно здесь успешно применяется полиграф. Полиграф эффективно предупреждает недостачи в магазинах товара на складе или денег в кассе, совершаемых собственным персоналом. Рекомендую при приеме на работу упоминать о применении полиграфа в Вашей организации и ежегодно осуществлять прохождение полиграфа выбранным персоналом. Нет необходимости проверять каждого на полиграфе. Важно, чтобы все сотрудники видели и знали, что работают на серьезную фирму, которая жестко борется с воровством на предприятии. Полиграф, в данном случае, играет роль «кнута» и создает внутренний страх у нерадивого сотрудника, что в любом случае о его неправильном поступке узнают все. Ответственность за принятие решения берёт на себя полиграфолог.

В нашей практике те компании, у которых я регулярно провожу хотя бы одну проверку в год, не страдают от краж и недостач. Поэтому проверки на полиграфе являются профилактикой воровства в коллективах, краж в магазине и недостач в кассе. Крупные кражи, как правило, начинаются с мелких, когда вор в коллективе осознал, что преступление сошло ему с рук. К внезапным крупным кражам часто причастны руководящие должности: директор или заведующий. Ниже я приведу несколько ситуаций из моей практики, мотивы и методы предупреждения подобных деяний (название организаций опускаю, на основании договора о конфиденциальной информации и разглашению не подлежат):

А) Новый продовольственный магазин с персоналом в 6 человек. Владелица на должность заведующей магазином взяла старую знакомую, которая давно работает в торговле. Первая инвентаризация через 3 месяца выявила недостачу в 500$ (расписали на всех сотрудников).

Вторая инвентаризация ещё через 3 месяца, недостача – 900$ (расписали на всех сотрудников).

Третья – 4 400$.

Результаты проверки: только заведующая магазином причастна к недостачам.

Нужда: содержала безработного мужчину, значительно моложе, чем сама.

Оправдание: для любимого человека, для себя любимой.

Уверенность: украла в первый раз и всё сошло с рук, можно и ещё раз.

Б) Продовольственный магазин, персонал — 4 человека. Семь лет без недостач. Пришла новая сотрудница. Ближайшая инвентаризация через 3 месяца — недостача 350$. Следующая — недостача 3800$.

Результаты проверки: причастна давно работающая женщина, новичок непричастна.

Нужда: сын под следствием, деньги для спасения от возможной тюрьмы.

Оправдание: всё для единственного сына.

Уверенность: торговали из-под прилавка «левым» мясом, без пробивания по кассе, поэтому была уверенна, что обращаться в милицию хозяин не будет.

В) Цветочный магазин 5 человек. Были мелкие недостачи до 100$, расписывались среди всех. Неизменный коллектив работал последние 2 года. Предпоследняя инвентаризация – 1200$, а последняя – 4200$.

Результаты проверки: одна из молодых сотрудниц просто не пробивала по кассе и потом разницу по отчету клала в карман, другая – накручивала большую сумму, чем на ценнике, а разницу в карман.

Нужда: мать одиночка, раньше себе позволяла больше тратить денег.

Оправдание: девальвация рубля, а жильё в долларах.

Уверенность: я неофициально работаю, так что с меня, как «с гуся вода».

Предоставляю практический кейс: нарезка видео по недостаче в магазине бытовой техники. В круг подозреваемых входит 4 человека, включая заведующую. Инвентаризация на предприятии проводится 1 раз в 6 месяцев. Сумма недостачи составила около 1500 долларов США. Руководитель не стал дожидаться более крупных недостач и обратился в компанию «Верификатор» для проведения служебного расследования с применением полиграфа.

Задача: установление причастных лиц к недостаче и, по возможности, возврат похищенного товара или денежных средств.

Итог служебного расследования: установлено одно причастное лицо, добровольный возврат денежных средств, даны рекомендации по работе с персоналом и методы предупреждения повторных недостач.

 

Рекомендации и отзывы наших Клиентов

 

 

ПОЛУЧИТЬ КОНСУЛЬТАЦИЮ

ПОЛУЧИТЬ КОНСУЛЬТАЦИЮ

Как к Вам обращаться

Телефон для связи

В какое время удобно Вам перезвонить

КОНТАКТЫ

Телефоны: +375(33) 33 22 400

+375(29) 61 61 400

+375(163) 44 01 34

Адрес: 225320, Республика Беларусь, Брестская область, г. Барановичи, ул.Кирова 68, офис 2