О «ЛЮДСКОМ ЗВЕРИНЦЕ»

Антропология (от др.-греч. Антропос – человек; Логос — наука) – совокупность научных дисциплин, занимающихся изучением человека, его происхождения, развития и существования в природной (естественной) и культурной (искусственной) средах. (Источник: Якимов В. /Антропология/ Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970).

Огромный вклад в развитие такой науки, как антропология, внес известный британский зоолог и этолог, а также художник-сюрреалист, телеведущий и популяризатор науки Десмонд Моррис. Он является автором многих книг, затрагивающих тему антропологии. Среди них «Библия языка телодвижений», «Голая обезьяна», «Голый мужчина», «Людской зверинец» и т.д. Популярность к Моррису пришла после выхода в 1967 году книги «Голая обезьяна», в которой автор раскрыл и описал поведение человека с точки зрения этологии (одно из направлений в изучении поведения животных, занимающееся главным образом анализом генетически обусловленных компонентов поведения и проблемами его эволюции). (Источник: Большая советская энциклопедия).

Книга «Людской зверинец», которую написал Десмонд Моррис, – своего рода продолжение его знаменитой книги «Голая обезьяна». В ней он рассматривает поведение человека с точки зрения поведения животных, описывает их схожие черты поведения и показывает, что человек – это и есть животное. «Возвращаясь к обезьянам, именуемым людьми, можно заметить, что…». (Источник: «Людской зверинец», Десмонд Моррис).

Моррис очень хорошо затронул тему урбанизации населения и ее последствия. Он подробно описал ситуацию, в которой условия жизни людей изменилась до неузнаваемых («Суперплемя») по отношению к тем, в которых жили наши предки тысячи лет назад («Племя»). Но Десмонд Моррис считает, что, несмотря на то, что условия жизни хоть и изменились, человек все еще является «племенным», но никак не «городским». Вот, что он пишет по этому поводу – «Человеческое существо вроде бы превосходно приспособилось к абсолютно новым для него условиям жизни, но ему не хватило времени для того, чтобы изменить свою биологическую структуру и развиться в новый, генетически цивилизованный вид млекопитающего. Этот процесс становления цивилизованного индивида уже полностью завершён, человек прошёл необходимое обучение и практику, так что с точки зрения биологического строения он остаётся всё тем же членом племени из первого сюжета». (Источник: «Людской зверинец», Десмонд Моррис).

В книге «Людской зверинец» автор подробно описывает тот путь, который проходило человечество от времен наших древних предков до современного периода, в котором живем мы с вами. «Процесс этот шёл медленно. Рост населения суперплемён был постепенным». (Источник: «Людской зверинец», Десмонд Моррис).

Как нам показывает Десмонд Моррис, начиная с цивилизации Шумеров, говоря о Древнем Египте, Древней Греции и Древнем Риме и заканчивая современными цивилизациями, основная мысль его труда заключается в том, что «мы склонны забывать, что, несмотря ни на что, всё же являемся животными, обладающими и слабыми, и сильными качествами. Мы думаем о себе как о чистом листе, на котором можно написать всё что угодно, но это не так. Мы приходим в этот мир с набором основных инструкций, но на свой страх и риск игнорируем их или просто не соблюдаем». (Источник: «Людской зверинец», Десмонд Моррис).

И эта мысль, которая прослеживается в течении чтения всей этой книги, а также и других его книг, наталкивает читателя на мысль о действительном сходстве поведения животных и людей. Смотря на поведение человекообразных обезьян, мы можем заметить колоссальное сходство. Причем это сходство будет выражаться не только во внешнем проявлении, но так же и во внутренних переживаниях, которые испытывают как приматы, так и люди. Все свои мысли Десмонд Моррис подкрепляет примерами и наблюдениями, что, несомненно, добавляет убедительности приводимым им тезисам. И вот многие читатели уже начинают понимать более глубокое значение такого понятия, как «Людской зверинец».

То, как ведут себя человекообразные обезьяны в своем обществе, практически зеркально поведению в обществе человека, за исключением выполнения более тяжелой умственной или физической работы. Автор показал, что такие параметры, как сотрудничество и соперничество, и у людей, и у обезьян проявляются при схожих ситуациях. «Возвращаясь к обезьянам, именуемым людьми, можно заметить, что основы данной общественной системы — сотрудничество при внешней опасности и соперничество внутри коллектива — присутствуют и в человеческом обществе» (Источник: «Людской зверинец», Десмонд Моррис).

Невозможно лишь в одной статье описать все то, что затрагивает Десмонд Моррис в таком замечательном труде, как «Людской зверинец». Но лишь одно понимание того, что наше поведение и инстинкты схожи с теми, что присущи животным, говорит нам о том, что в действительности человек остался тем самым племенным человеком, что жил на просторах равнин тысячи лет назад. Разница лишь в том, что племена стали суперплеменами. Изучение данного труда поможет вам глубже проникнуть в суть поведения людей и понять, какие инстинкты движут нами в условиях «Людского зверинца».