Нужно отметить тот факт, что оперативная психодиагностика личности разрабатывалась исключительно для нужд безынструментальной детекции лжи. Ее основная задача состояла в том, чтобы понять, какими же поведенческими стратегиями выдает себя человек, который говорит неправду. Когда же выяснилась ее достаточная точность и эффективность, многие психологи, познакомившиеся с ней, стали применять ее для взрослой и детской психотерапии с целью установления коммуникации между родителями и детьми, а также для понимания семейных отношений. Модель оказалась достаточно простой, потому что в ней лежало небольшое количество психотипов. Мы взяли за основу 8 психотипов, благодаря разработкам американского исследователя Роберта Плутчика, который создал свою психоэволюционную теорию эмоций.
Она очень удобна для описания базовых поведенческих стереотипов. Это позволило сделать нашу модель менее громоздкой, по сравнению, например, с классификацией Юнга в соционике, где 16 психотипов. Мы решили, что так сильно уточнять не нужно. Достаточно восьми основных базовых психотипов, в рамках которых можно посмотреть дополнительные. Мы понимаем, что человеческих личностей гораздо больше, нежели 8 и все их типологизировать нельзя. Но, однако, для того, чтобы понять основные поведенческие стереотипы, восьми психотипов достаточно, а остальные же производные, мы рассматриваем как дополнительные типы. Они тоже важны, но, поскольку являются производными от восьми базовых, то с ними достаточно просто разобраться.
Теория личности изучалась достаточно давно. На сегодняшний момент известно порядка 50 определений личности. Такие ученые-психологи, как
Франс Пиажепонимают под этим термином совокупность психологических качеств, которые характеризуют каждого отдельного человека. В отечественной психологии, психологии деятельности, личность рассматривается как совокупность психических свойств, включающих динамические тенденции, особенности темперамента, аффективности, способности, характер и определяющее направление деятельности, индивидуальные возможности и поведение. Так охарактеризовал личность Сергей Львович Рубенштейн. Одно из последних определений личности звучит так: это динамическая, открытая внешнему опыту, саморегулирующаяся система, включающая в свою структуру такие подсистемы, как мотивационная направленность, эмоциональная сфера, стиль мышления, способ общения с окружающими. Так характеризует термин «личность» Л.Н. Собчек.
Существует большое число теорий личности, об этом мы уже говорили выше.
Как говорят ученые,
любой вопрос науки – это вопрос о понятиях. И мы должны достаточно точно определить некоторые термины для того, чтобы можно было понять, что от чего отличается, потому что у многих специалистов в области детекции лжи есть четкое непонимание, чем отличается оперативная психодиагностика личности от характерологии. А многие наши псевдопоследователи почему-то путают оперативную психодиагностику личности с оперативной психодиагностикой характера, совершенно не обращая внимания на такое понятие, как человеческая индивидуальность. А ведь человеческая индивидуальность – это самое интересное из всего, что только существует на свете и естественно самое сложное. Нельзя найти двух людей, о которых можно бы было сказать, что они во всем похожи друг на друга. Даже у близнецов мы находим определенные различия.
Нам приходилось изучать близнецов. Мы даже снимали целую научную программу, посвященную разнице в характере близнецов. Да, среди них есть что-то общее, но великое множество различий, не смотря на то, что близнецы могли развиваться в одних и тех же условиях, жить достаточно долго в одной и той же семье с одним и тем же окружением. Генетики совершенно точно утверждают, что из всего богатого наследия, которое нам передается по наследству, только 2% определяют индивидуальные особенности каждой особи. Все остальное это не только наследственность, но и изменчивость.
Для того чтобы понимать, что такое оперативная психодиагностика, мы должны четко представлять, что такое темперамент, что означает слово «характер», что означает термин «личность», что такое индивидуальность. Без понимания этих основных понятий двигаться дальше невозможно.
Темперамент -характеризуется силой, подвижностью, уравновешенностью процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга. Данное определение И.П. Павлова является наиболее точным с нашей точки зрения, поскольку сила и динамика нервных процессов для нас очень важна, ведь именно на них будут строиться и проявляться эмоциональные реакции.
Характер- (от слова
«Карактер» — гравюра) рассматривается как сочетание предрасположенностей и установок, которые руководят образом жизни, поступками индивидуума и его отношениями с окружающим миром и самим собой.
Характер — это индивидуальный тип психических реакций на действия непосредственных раздражителей и впечатлений действительности. Это очень важный момент, потому что характер это, по большому счету, продолжение темперамента. Нервная система взаимодействует непосредственно с внешней средой и тем самым формируется характер.
Представители глубинной психологии – З. Фрейд, К. Юнг, Адлер – связывают формирование личности с биологическими факторами, врожденными динамическими тенденциями. Сторонники
бихевиоральной психологической модели личности выдвигают внешние воздействия в качестве важных факторов развития личности. Это очень важный момент. Почему мы являемся сторонниками бихевиорального подхода в изучении личности, почему большую роль в рамках формирования оперативной психодиагностики сыграла психоэволюционная теория эмоций Р. Плутчика. Верификатор занимается одним – он предъявляет опрашиваемому лицу стимул и, исходя из обратной связи и поведения опрашиваемого лица, мы можем предсказывать его поведение.
К сожалению, мы не могли опираться на гуманистическую модель В. Франкла, называемую гуманистической вершиной психологии. Франкл считает, что главным фактором формирования личности является ее духовное начало. Нужно понимать, что огромное переживание, которое коснулось психолога В. Франкла в концлагере, где он провел 4 года, его психотравмирующий опыт не мог не оказать на него столь глубинного влияния. Психологические школы с огромным уважением относятся к тому уникальному полевому исследованию, которое Виктор Франкл провел на самом себе. Однако такая модель не очень удобна с точки зрения бизнеса и с точки зрения детекции лжи. Как раз бихевиоральная модель, бихевиоризм более применим к нашей точке зрения, потому что модель «стимул-реакция» является в нашем контексте более точной и именно основываясь на ней, в опоре на психоэмоциональную теорию эмоций, разработанную Р. Плутчиком, мы будем рассматривать основные психотипы.
Структура развития личности может быть совершенно точно представлена в виде определенных блоков и уровней. Первый блок представлен врожденными, формируемыми в первые месяцы жизни качествами, такими, как конституция, темперамент, влечение, экстраверсия, интроверсия, аффективная установка, эмпатия, активность, способность к формированию привязанности. Вторым блоком является индивидуально-психологический блок представленный особенностями внимания, памяти, мышления, которые формируются с 10 до 11 лет жизни индивидуума. Третий блок социально-психологический, представляется он такими качествами, как способность к сотрудничеству, партнерству, лидерству, ролевому поведению, формируется к 18-20-летнему возрасту. Духовный блок — высший уровень личности, связан с представлением человека о ценностях и идеалах, смысле жизни, он завершает развитие личности к 40-45-летнему возрасту. Такая модель, естественно, нашла достаточно интересное отражение в модели архетипов, которая вошла в нашу оперативную психодиагностику.
В психологии личности существует определенное противоречие между неповторимостью каждого индивидуума и типологией различных форм. И потому существует два базовых подхода. Сторонники типологического подхода классифицируют людей по определенным типам. Приверженцы же характерологического подхода считают, что люди различаются характерами и пытаются определить всего лишь их количественное отношение.
Существующие системы типов личности стараются сделать акцент на каком-то одном личностном уровне, рассматривая личность через какую-то одну из поведенческих черт. Это достаточно удобный подход для классификаций, поскольку, если определить четко превалирование какой-либо черты, то с этим можно уже каким-то образом работать и классифицировать. Особенно, если личность хорошо описана в психологической и психотерапевтической литературе.
Однако нужно понимать, что личность весьма емкое понятие, которое охватывает в целом как психологическую, так и социальную активность человека при его неповторимой индивидуальности. Понятно, что термин «индивидуальность» имеет общий корень с термином «индивид». Но они не равны друг другу.
Индивид – это человек, как представитель вида, обладающий общими биологическими данными от природы свойствами.
Индивидуальность – это те особенности, которые придают человеку своеобразие, определенный стиль именно психологическому паттерну конкретного человека.
Нужно понимать, что
личность это все же некий усредненный формат. Что же касается
индивидуальности, то нужно понимать, что в рамках оперативной психодиагностики индивидуальные черты личности мы стараемся не рассматривать, потому что в рамках того, чем мы занимаемся, зачастую на это нет времени, если не говорить о тех типах личности, которые мы относим к антисоциальным психопатичным личностям, индивидуальные черты которых (их индивидуальность) приходится изучать. Но для этого существует целое направление, которое вышло из нашей оперативной психодиагностики – это
криминалистическое изучение личности известного или неизвестного преступника. И, как правило, оно предназначено для двух конкретных целей. Во-первых, для формирования доказательной базы в случае, когда преступник уже пойман и необходимо подготовить документы для суда, сформировать экспертизу. Во-вторых, для поиска серийных преступников по аналогии с Чикатило. Перед оперативными сотрудниками стоит задача понять индивидуальные особенности личности неизвестного преступника для того, чтобы сузить ареал поиска и, в конце концов, поймать виновного человека.
Российская психология во многом отличается от американского подхода в диагностике личности, даже не смотря на то, что в психологии деятельности большинство психологов и психиатров опираются на труды Кречмера, Леонгарда и многих других известных европейских ученых, существуют различного рода расхождения в трактовке. Это нормально потому что, наверное, было бы очень неправильно, если бы мы смотрели на личность исходя из одного единственно правильного подхода. Многообразие мнений приводит к тому, что так или иначе различные подходы и взгляды на личность разных школ позволяют всем нам, по-разному смотрящим на человеческую индивидуальность, прийти к единому знаменателю.
Если говорить о модели оперативной психодиагностики, то она состоит из нескольких основных блоков. Первый блок это так называемая психогеометрия тела. Блок, который позволяет нам учитывать личностные особенности в опоре на конституциональные формы человека, на его конституцию. Мы обратили внимание на то, что труды Кречмера и Шелдона не прошли даром. Психиатры Кречмер и Шелдон, которые занимались изучением личности, выяснили, что некоторые личности ведут себя определенным образом в соответствии со своими конституциональными особенностями. Дальше мы сделали акцент на практической характерологии, взяв за основу труды К. Леонгарда. Мы обратили внимание, что каждому типу личности свойственна своя эмоциональная структура, своя базовая эмоция. Эту гипотезу подтвердил своими исследованиями автор психоэволюционной теории эмоций Р. Плутчик.
Особенность нашей модели заключается в том, что в нее, и это уже абсолютно наша наработка, мы включили так называемые «стратегии мышления и поведения», свойственные глубинной структуре человека.
Мы стали понимать, как на нейролингвистическом уровне (речь) отражается базовая эмоция человека и как она влияет на дальнейшее взаимодействие личности с социумом. Фактически по «стратегиям мышления» человека мы научились предугадывать его поведение в разных экстремальных ситуациях. Это позволило нам понять и очень точно определить, как будут лгать разные психотипы в ситуации проведения верификационной беседы. Очень точной и очень важной моделью для оперативной психодиагностики оказалась модель архетипов, архетипичных конструкций коллективного бессознательного, которая позволила нам предположить, как человек будет вести себя на определенном возрастном этапе. Это тоже необходимо учитывать, поскольку возрастной этап является индивидуальной особенностью развития личности и ее существования в среде.
Все это позволило нам создать достаточно стройную модель оперативной психодиагностики личности, которой мы бы хотели с вами поделиться.
Если описать в метафоричной форме характер и личность, то можно привести следующие аналогии: темперамент – это река, по которой плывет лодка, характер – это лодка определенной конструкции, которая плывет по этой реке, а вот личность – это водитель, который сидит в этой лодке. Понятно, что личность и гребец, он может ехать куда угодно, но человек сам определяет, куда грести. Он может плыть по течению и тогда его личность в этом направлении будет быстрее развиваться. Он может плыть против течения и тогда он может остаться на месте или двигаться немного вперед, но при этом расходовать массу усилий. А может пытаться кружить на месте, не двигаться ни туда, ни сюда, каким-то образом находясь в этом формате, и используя течение реки как в одну, так и в другую сторону. То есть стоять на месте, а не развивать какие-то черты своей личности, таким образом просто выживая.
В рамках нашего исследования мы будем пытаться уйти от обобщенного языка, свойственного для отечественной (советской и российской) психологии деятельности. Прочитав большое число книг по характерологии, по тестовым методикам, изучив книги, которые были написаны по психологии лжи, мы столкнулись с большим числом обобщенного языка, в котором нет критериев.
Критерий должен описывать что-то однозначно. Если критерий описывает что-то неоднозначно, он теряет всяческий смысл. Именно попытка описать оперативную психодиагностику через критерии была основной задачей данной книги. Мы хотели создать критерии системы оценки и описания понятий, которые описывают все однозначно. Это не система размышления. Это та модель, на которую мы опираемся.
Итак, если мы говорим о критериальном подходе, то основной задачей было четко описать через критерии личность человека. При этом если мы будем говорить о выделении каждого психотипа, то мы постарались выделить 4 основных фактора:
- что данному типу личности присуще всегда (стратегии мышления и поведения, ядро характера);
- что типично, но может проявляться не всегда (психолингвистика, мимика, пантомимика);
- что может проявляться, потому что в этом есть необходимость (внешний вид, оформление пространства);
- что никогда в рамках данного типа личности встречаться не будет (условия дезадаптации психотипа);