ОСТОРОЖНО, МОШЕННИКИ!

Наверняка каждый из Вас слышал о случаях мошенничества при помощи мобильного телефона. Этот вид мошенничества стал достаточно популярным среди аферистов. По статистике каждый год жертвами телефонных мошенников становятся около тысячи человек. Самое интересное, что информация о жертвах обмана дается повсеместно, людей оповещают с помощью различных СМИ о том, что нужно быть внимательным и не попадаться в ловушку мошенников, есть целые списки советов и рекомендаций, однако люди все равно отдают свои деньги нечистоплотным на руку, а некоторые – и не один раз. Так почему же это происходит? Как мошенники, несомненно, люди, владеющие знаниями в психологической области и не только, вводят в заблуждение и зарабатывают на глупости или невнимательности других людей?

Для того, чтобы ответить на эти вопросы, мы рассмотрели возможные варианты обмана с помощью сотовой связи, и разделили случаи мошенничества на несколько групп, основанием для деления стал мотив человека, который ведется на обман аферистов.

Первая группа – это группа мошенничеств, при которой люди остаются обманутыми, так как затрагиваются их терминальные ценности. Это все то, что для нас важно, ради чего мы готовы пожертвовать деньгами без лишних вопросов (ключевой момент!), а именно: здоровье и жизнь наших близких, особенно детей, родственные связи, чувство долга и порядочности, чувство справедливости, желание оправдать доверие. Сюда относятся схемы «ваш родственник/ребенок попал в беду», схема перевода денег на Ваш телефон с последующей просьбой вернуть (где после того, как Вы переводите деньги другому абоненту, с Вас также списывают эту сумму, так как абонент написал заявление на возврат денег). Сюда же мы можем отнести случаи, когда звонит далекий родственник, оповещает о своем приезде, а по пути к Вам – попадает в беду (часто ГИБДД, требующие денег), просьба абонента положить деньги на телефон, так как у него большие проблемы, ну и другие подобные ситуации. В этих случаях мошенники прекрасно осознают, что задавать лишние вопросы Вы не будете, так как часто Вы (особенно если есть о ком беспокоиться) находитесь в эмоции страха, которая снижает критичность мышления, либо Вам неудобно задать вопрос родственнику о том, что Вы и так должны знать как «добропорядочный двоюродный\ троюродный/четвероюродный брат/сестра/дядя/тетя». При этом мошенники используют обобщенную речь, задают установку того, КАК Вы себя должны вести в этой ситуации, ну и, конечно же, используется принцип дефицита времени, который необходим для того, чтобы схема сработала. Здесь тоже все максимально понятно, в ситуации нехватки времени мы перестаем рационально взвешивать решения, начинаем суетиться и часто не замечаем очевидных вещей.

Следующая группа – это группа мошенничеств, которая опирается, в противовес первой группе, на наши самые темные стороны и желания, а именно на такие качества как жадность, алчность, любовь к «бесплатному сыру», глупость, желание познать вкус запретного плода. К этой группе относятся такие схемы как выигрыш автомобиля, при котором осталось заплатить небольшой %, госпошлину и т.д., розыгрыш призов с переводом денег или активацией карты оплаты и т.д. В этом случае наше желание и надежда на благоприятный исход порою не дает предостерегающей нас информации дойти до нашего сознания, мы не слушаем доводов родственников или друзей, если они об этом узнали, торопимся, чтобы скорее получить такой внезапный, но такой приятный подарок. Здесь злоумышленники также используют принцип дефицита (обычно в рамках одних суток), принцип последовательности, когда каждое совершенное по их просьбе действие является безопасным, логичным и не представляющим угрозу (ответить на вопрос, удостоверить оппонента, что это действительно Вы, позвонить по такому-то номеру телефона, ввести код, или комбинацию цифр и т.д.). Также мошенники задают рамку того, что как если бы приз уже Ваш, осталось завершить формальности и Вы счастливый владелец ценного приза. Сюда же относятся услуги доступа к смс и звонкам интересующего нас абонента, обещаемые изначально по одной цене, но списываемая сумма нередко превышает ее в 20-30 раз. Большинство пострадавших не обращается в полицию в связи с незначительностью ущерба (500 рублей вместо 10-30 рублей), мошенники остаются безнаказанными и продолжают обманывать граждан. Предложение о предоставлении данной услуги является мошенничеством, так как она может оказываться исключительно операторами сотовой связи и в установленном законом порядке. Ну и понимание того, что посторонним лицам станет известно о твоих «шпионских» желаниях – не увеличивает количество людей, обратившихся в полицию для разбирательства.

И третья группа, которую мы выделили отдельно – это группа мошенничеств, опирающихся на нашу базовую потребность и инстинкт, а именно на стремление к безопасности. К ней относятся схемы, в которой как если бы блокируется Ваша банковская карта, либо в целях предотвращения блокировки необходимо набрать специальный код, либо позвонить на номер и продиктовать номер карты и пин-код и т.д. Здесь берется в оборот наш страх потерять кровные деньги, наша неосведомленность, наша вера в авторитетные источники и часто наше нежелание внимательно разобраться в ситуации, потому что есть люди, которые это сделают за нас. В основе этих схем лежит тревога людей за сохранность собственных средств, так как в таком состоянии люди становятся более управляемыми.

Таким образом, на какие рычаги влияния давят мошенники? Принцип дефицита времени, принцип контраста (автомобиль стоит 700 000 рублей, а Вам нужно заплатить всего 30 000 рублей для оплаты госпошлины, чтобы его получить), принцип последовательности (ряд логичных действий, где каждый следующий все больше приближает мошенника к получению Ваших кровных денег от Вас добровольно), принцип авторитета и референтные ссылки (имя известного банка при сообщении о том, что карта заблокирована), также мошенники используют неосведомленность и низкую подкованность некоторых слоев населения в различных вопросах, например, знания пожилых людей в сфере банковских услуг. Также необходимо понимать, что мошенники чаще всего сами владеют какими-то знаниями в области психологии, возможно, в области нейролингвистического программирования, знают о принципах калибровки, подстройки и ведения и умело пользуются ими. Не исключено, что у них есть какие-то базы данных, что позволяет им попадать в «целевую» аудиторию более точно и точечно. Хотя и в случае с отсутствием баз срабатывает статистика, какой-то % людей все равно откликнутся и отдадут деньги.

Понимая все это, мы становимся более защищенными, так как у нас теперь есть информация о том, с помощью чего нами могут попытаться управлять и манипулировать, какие у злоумышленников имеются инструменты для этого и где нас может поджидать неприятный сюрприз.

Поэтому, дорогие друзья, будьте внимательными, перепроверяйте информацию, задействовав новые источники, отслеживайте изменения своего эмоционального состояния и в случае необходимости обращайтесь к близким за помощью или советом. У Вас все получится!