ПСИХОПАТЫ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ И КРИТЕРИИ ВЫЯВЛЕНИЯ

психопаты
Психопат – психически здоровый человек, поведение которого определяется совокупностью черт характера и общественно девиантными поступками.

Психопат является умным человеком, характеризуемым бедностью эмоций, отсутствием чувства стыда, эгоцентризмом, поверхностным очарованием, отсутствием чувства вины, отсутствием тревоги, невосприимчивостью к наказанию, непредсказуемостью, безответственностью, манипулятивностью и неустойчивым жизненным укладом в том, что касается отношений с другими людьми.

Изучая психопата, верификатору необходимо понимать, что психопат в это время изучает его. Это не болезнь, это особое функционирование мозга человека, это особая картина мира.

Психопаты не дезориентированы, не лишены чувства реальности и не страдают от бредовых идей, галлюцинаций и выраженного дистресса которые характеризуют большинство других психических расстройств. В отличие от психотических личностей психопаты мыслят рационально и осознают, что и почему делают. Их поступки — результат осмысленного выбора.

Психопатия представляет собой спектр. Восемь состояний психопатической личности образуют три оси высшего порядка:

  1. Эгоцентричная импульсивность (МЭ+ИН+ЭО+ОП);
  2. Бесстрашное доминирование (СВ+Б+НС);
  3. Бессердечие (Б).
К сожалению, в России Перечень черт психопатической личности (Psychopathic Personality Inventory — PPI) Скотта Лилиенфельда и Брайана Эндрюса не только не применяется, но даже не выпущен официальный перевод. Надеемся, что эта ситуация в самое ближайшее время будет исправлена.

Боб Хэер и Пол Бабияк разработали инструмент под названием Business Scan (B-Scan): анкету для самоотчета, состоящую из четырех подшкал (личный стиль, эмоциональный стиль, организационная эффективность и социальная ответственность). Этот опросник был предназначен для оценки наличия психопатических черт не у заключенных тюрем (как, например, PCL-R) или среди населения в целом (как PPI), а исключительно для представителей корпоративного мира. Вопросы формулировались на повседневном языке бизнеса (например: «Лгать, чтобы заключить сделку, нормально» — согласен/не согласен по шкале от 1 до 4).