Для чего нужна проверка на детекторе лжи

Детектор лжи – это специальный прибор, который может показать, обманывает ли человек, отвечая на определённые вопросы. Здесь важный момент, что устройство не обязательно покажет, а только может показать ложь, поскольку его принцип работы основан на человеческом стрессе. Только самому человеку известно, говорит он сейчас правду или нет. Хотя бывают и такие случаи, когда человек настолько привыкает ко лжи, что сам начинает верить в то, что говорит.

Если описать принцип работы полиграфа в двух словах – он основан на реакции организма на вопрос и ответ, который следует после него. Как бы мы себя не контролировали, наш организм выдаёт себя, когда задаются неприятные вопросы, отношения к которым мы имеем. Всё это устройство показывает.

Для чего применяют полиграф?

Проверка на детекторе лжи в странах западной Европы или США – это нормальное явление. Однако, в Беларуси и в Минске в частности такая практика ещё редко применяется. Хотя ведущие компании постепенно вводят этот подход. Для чего?

1. Скрининг. С английского это слово переводится, как отсев или отбор. Это хороший стресс-тест для соискателя на вакансию. Потенциальный работодатель сразу поймёт, говорит ли ему собеседник правду – или обманывает, глядя в глаза. Здесь нет единой позиции: «хорошо» и «плохо», поскольку для одних позиций нужны кристально чистые люди, которые не будут обманывать, а для других – люди, способные ввести в заблуждение.

2. Проверка действующих сотрудников. Современные компании – это технологии и секреты, знание которых может принести одной организации сотни миллионов долларов, а у другой полностью развалить бизнес. Для руководства важно знать, что сотрудникам на ключевых должностях можно доверять. А когда появляются спорные ситуации, работника всегда можно попросить пройти тест на полиграфе. Его результаты покажут ясную картину, насколько он лоялен.

3. Плановая проверка сотрудника. Обычно, такие мероприятия организуются при переводе сотрудника на более высокую должность или при увольнении. Это ещё один «звоночек», можно ли доверять конкретному человеку и не предаст ли он в самый ответственный момент.

4. Проверка на детекторе лжи в ходе расследований. Это могут быть расследования, которые проводятся внутри организации. Например, произошла утечка незначительной информации, которая не навредила имиджу компании. Но это уже «набат» для бизнеса, что в штате есть люди, которым нельзя доверять. Их нужно, как можно оперативно, выявить. А как поступить дальше – вопрос стратегического планирования.

Бывали и такие примеры, когда таких людей не увольняли. А делали, как будто ближе к высшему руководству, снабжая заведомо ложной информацией. По итогу, компания оказывалась даже в выигрыше.